На прошлый первоймай я сидела в холодном, пустом зале кинотеатра и смотрела "Стачку" Эйзенштейна. То есть вот уже получается больше года как я живу двадцатыми., диплом тому очень способствует.
Кто-то недавно спросил, мол ну что ты в них находишь, они все страшные и двинутые, а я даже не нашлась что ответить. Почему-то кажется, что непрестанно открывая двадцатые для себя, я их чуть-чуть открываю и для окружающего мира, а оказывается не знаю, что отвечать даже на такие простые вопросы.
Во-первых, это красиво.
Для меня весь авангард красивый. То есть, это не та красота, которую вешают в рамочку на стенку, это красота не для селезенки и не чтобы замирало дыхание - это красота для ума. В моем детстве постоянно шутили, когда я умничала: "Ты скажи, что ты ещё черный квадрат понимаешь!"
Ну да, понимаю. Я не буду им любоваться с умным лицом полчаса, но я его понимаю и принимаю.
Во-вторых, это полет.
Любую свободу уважаешь и завидуешь, даже если эта свобода чужая. Она упоительна, пленительна, волшебна. Любое творчество, любая увлеченность и уверенность в том что ты делаешь - полная, абсолютная уверенность - привлекает и проступает сквозь произведение.
В-третьих, они другие.
Не могу это толком сформулировать, но вот те, кто строил сталинки, те, кто занимался соцреализмом - вот они такие же, если не хуже, чем мы; товарища Лагутенко со его хрущевками тоже легко понять. А эти - другие. Насквозь.
И, в-четвертых, они делали то, что мы только хотим сделать.
Весь конструктивизм - он же про гражданское общество, доброжелательные отношения, соседство, небезразличие к окружающей тебя среде, про умение не плевать в собственном подъезде.
Он про то, что бабушка из соседней квартиры моет пол два раза в неделю, сосед ставит двери на лестничной клетке, а ты регулярно меняешь лампочку. Вот есть такое у вас? То-то и оно.
Кажется, мы никогда не доживем до этого оптом, для этого у нас слишком многого не хватает, слишком у нас все ничейное.
А в-пятых, я их просто люблю.
Такие дела.

P.S. Фонтанка пишет, что 187-таки вышел. Скатертью дорожка